Регистрация

Забыли свой пароль?

Регистрация

Забыли свой пароль?
Интервью Максим Атаянц: «Затраты на архитектуру малы, эстетичный и неэстетичный продукт стоят одинаково»

Интервью Максим Атаянц: «Затраты на архитектуру малы, эстетичный и неэстетичный продукт стоят одинаково»

Интервью Максим Атаянц: «Затраты на архитектуру малы, эстетичный и неэстетичный продукт стоят одинаково»
Обычно именитые архитекторы занимаются проектированием дорогого жилья — считается, что только в бизнес- и элит-классе можно реализовать амбициозные творческие идеи. Но архитектор Максим Атаянц разрушил этот стереотип, начав создавать яркие и эффектные проекты экономкласса. 
Так может ли недорогая застройка обладать собственным лицом, нужно ли это покупателям, и главное, влияет ли архитектура на цену предложения? «Мир Квартир» обратился с этими вопросами к автору жилых комплексов «Новосходненский», «Город набережных», «Опалиха О2», «Пятницкие кварталы» и «Солнечная система», возводимых в ближайшем Подмосковье. 

Максим Борисович, мы давно привыкли, что экономкласс – это жилье, скажем так, простенькое. Вы же проектируете эффектные жилые комплексы, которые компания-застройщик UrbanGroup, ваш партнер, называет «экономклассными». Что вы вкладываете в это понятие и зачем нужны архитектурные изыски в самом дешевом сегменте? 
Экономкласс, как вы справедливо заметили, это недорогое жилье. Но недорогое – это не синоним скучного и некачественного. Конечно, есть люди, которым совершенно все равно, что происходит за стенами их квартиры: человек вышел утром из подъезда, сел в машину, вернулся вечером домой в обустроенный по его вкусу уютный мир, скрытый за входной дверью и шторами. Это вполне понятная позиция, тем более, что сегодняшнее общество становится все более интровертным. 

Мы же ставим перед собой немного другую задачу – создать место, которое не было бы спальным районом, к чьему однообразному виду мы привыкли за несколько десятилетий индустриального домостроения. Такое место, где человек мог бы войти – и ему сразу бы становилось тепло и уютно, чтобы у него на лестничной площадке висело зеркало, нормально был оформлен подъезд. Эти вещи нужны для того, чтобы человеку было приятно возвращаться домой, пройтись по двору. И когда все это сделано, квартиры могут быть совсем небольшой площади, а жизнь – полноценно комфортной. Тем более, мы не должны забывать, что у каждого квадратного метра есть цена, из которой складывается общая цена квартиры, и если в проекте нет маленьких квартир, это критично для многих покупателей. При сегодняшней цене за метр, 5−6 метров — это еще полмиллиона рублей и лишние 2−3 года ипотеки. Не предпочтет ли кто-то заплатить на полмиллиона меньше из трех или трех с половиной миллионов за квартиру? Это ведь очень серьезно. 

Сложен ли для проектирования жилой комплекс с небольшими квартирами? 
Да, архитектору гораздо легче рисовать квартиры покрупнее. Скажем, уменьшение в проекте средней площади однокомнатной квартиры с 35 до 32 метров в полтора раза повышает затраты по проектированию. Это очень тяжело. Потому что тут приходится не только «рисовать» внутреннее пространство квартир, но и разбираться с экономикой, потому что лифты, лестницы и коридоры не уменьшить, тут есть нормативы. То есть для проектировщика масса проблем, и таких квартир делают очень мало, потому что это сложно и требует очень высокой квалификации. В маленькой квартире, как в космическом корабле, нужно каждое движение рассчитать – чтобы дверью не задеть что-то, чтобы в прихожей шкаф получился 60 см глубиной, чтобы все было рационально организовано. Но, повторюсь, такие квартиры необходимы, потому что лишние метры делают для людей покупку неподъемной. 
Это все касается «внутреннего мира квартир», но ваши жилые комплексы, прежде всего, интересны своей необычной архитектурой. Нужна ли она в экономклассе? Говорят, фасады – они для прохожих, жильцам от этой красоты никакой пользы. Зачем нужен красивый фасад? И сильно ли он дорог? 
Совсем недорог. Вообще, стоимость проектирования составляет проценты от общих затрат по строительству, а стоимость концептуального проектирования – проценты от этих процентов. И даже не важно, хороший, то есть дорогой архитектор делал проект или плохой, то есть дешевый (кстати, это абсолютно не всегда совпадающие понятия). В любом случае эти затраты почти исчезающие, и в результате эстетичный и неэстетичный продукт стоят одинаково. 

Что касается материалов, то они тоже, в общем-то, одинаковы. Мы строим монолит-кирпич. Но кирпич не бывает плохой или хороший – он кирпич и есть. Стоимость архитектурного декора не приводит к существенному увеличению цены – в какой-то мере она, конечно, удорожает метр, но одновременно увеличивает скорость продаж. То есть, с одной стороны, некоторые деньги были потрачены на то, чтобы это выглядело красиво. А с другой стороны, доказано, что красивое люди покупают более охотно, и тем самым «выправляется» экономика: заемные средства быстрее возвращаются. 
А что касается «архитектурных излишеств»? Взять, к примеру, вечную беду наших домов – балконы, застекленные «кто во что горазд», и кондиционеры, повешенные в самых неожиданных местах – не боитесь, что вся ваша красота будет ими испорчена, и в итоге появится привычный «шанхайчик»? 
Как известно, каждую проблему, с которой не можешь справиться, нужно возглавить. Мы разрабатываем проекты с уже застекленными балконами. На нижних этажах я оставляю открытые балконы – это красиво; но тогда в этой же квартире обязательно есть застекленная лоджия – в этом случае можно убедить хозяина не стеклить балкон. По крайней мере, мы на это надеемся. 
С кондиционерами все еще проще – в наших с Urban Group проектах каждая квартира имеет штатное место для установки кондиционеров. 

Практически в любых ваших проектах, помимо стандартных, есть квартиры необычных для нашего рынка форматов. Зачем они и какие их форматы возможны в сегменте экономкласса? 
Такие квартиры – подарок архитектору и покупателю от девелопера. Всегда интереснее и проектировать, и жить в «нестандарте» в хорошем смысле этого слова. Например, в ЖК «Солнечная система» спроектированы разноэтажные корпуса, и если квартира оказывается торцевой, из нее можно сделать выход на кровлю дома пониже – у людей появляется своя терраса. 
Или, например, у дома скатная кровля – почему бы под ней не сделать квартиру с высокими потолками, в которой можно запроектировать второй уровень? А в «Городе набережных» есть квартиры на мосту. На самом деле мост с окошечками сверху мне был нужен вовсе не для того, чтобы придумать новый формат, а из соображений красоты. А в результате получились квартиры над водой. И, надо сказать, раскупились они очень быстро. 

В ваших проектах нет квартир свободной планировки. А как же «индивидуальный выбор покупателя»? Зачем понадобились дополнительные заботы и усилия, чтобы сделать готовые планировки квартир? 
Тут снова все дело в количестве метров. Свободная планировка понятна, когда эта свобода распространяется метров на 200. Свободная же планировка в квартире площадью 33 метра – это издевательство над покупателем. При такой площади очень мало степеней свободы. И получается, что в этом случае свободная планировка – это «строй стенки сам», но ровно там же, где бы и мы их построили. Это лукавство, и это не хорошо. В экономклассе людям нужно продавать квартиры так, чтобы они могли быстро вселиться. А потребность в самовыражении и выборе – она реализуется за счет того, что у нас 50 видов квартир, и уж какую-нибудь ты себе точно подберешь по вкусу. 
Из нашей беседы можно сделать вывод, что экономкласс постепенно становится архитектурным запевалой, просто затмевая собой эксклюзивные элитные проекты… 
Знаете, я видел и делал и то и другое, и потому скажу – все надо «двигать» одновременно. И элитка, и эконом – это нужно и важно. Другое дело, что элитный дом единичен, он не создает среду, а экономкласс — это возможность построить целый город, это очень интересно. У нас есть амбиции: чтобы у людей при слове «эконом» возникали позитивные ассоциации. Сегодня человек, услышав – «эконом», сразу представляет себе грустную панель. Мы стараемся победить психологию покупателя, который в любом жилом комплексе хочет квартиру с окнами наружу, «к лесу», то есть — из жилого комплекса, чтобы только не видеть сами дома. А у нас не так: люди, напротив, с большим удовольствием берут квартиры окнами внутрь, потому что изначально знают – красивый вид им гарантирован. Это доказательство того, что среда получается, и люди из окон своего дома с удовольствием смотрят на 2−3 соседних здания, которые относятся к этой же застройке. Я надеюсь, что через какое-то время, через 2−3 миллиона построенных «архитектурных» квадратных метров, люди перестанут думать, что «эконом» — это плохо, грустно и однообразно. 
Получится? 
Да. 

Возврат к списку